Preview

Bibliosphere

Advanced search

Reading culture development among the youth as a humanitarian-pedagogical problem

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2016-2-31-37

Abstract

The article deals with the problem of reading in a modern society, suggests ways of its solution evidently for the youth reading audience. The concept of an art-linguistic competence as a component of reading culture is substantiated. The esthetic potential of a literary text for the youth is considered as a mean of developing such competence. The authors propose the problem specific solutions in a process of the research program realization.

About the Authors

O. I. Kolesnikova
Вятский государственный университет
Russian Federation


E. V. Russkhikh
Кировский областной краеведческий музей
Russian Federation


References

1. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. Москва : Наука, 2010. 182 с.

2. Ланкин В. Г. Книга как зеркало сознания // Молодежь России : сб. реф. ст. из период. изд. за 2008 г. Москва, 2009. С. 109-112.

3. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации / сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. Москва : Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2009. 480 с.

4. Козырев В. А., Черняк В. Д. Круг чтения и языковая способность российского студента // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 10. С. 46-51.

5. Павлов С. В. Досуговые практики городских подростков в современной России (социологический анализ) : автореф. дис. … канд. соц. наук. Москва, 2013. 30 с.

6. Волкова Е. А. Трансформация чтения студенческой молодежи (конец 80-х гг. ХХ - начало ХХI вв.) : автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2012.32 с.

7. Вакула Н. В. Не включая эмоции, читают современные дети // Мир библиографии. 2014. № 3. С. 26-28.

8. Бахмутская И. В. О некоторых проблемах развития читательских потребностей юношества // Роль книги и чтения в культурном развитии : материалы междунар. семинара ИФЛА. Москва, 1987. С. 199-202.

9. Тихомирова И. И. Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой : учеб.-практ. пособие для библиотекарей, работающих с детьми. Санкт-Петербург : Профессия, 2011. 384 с.

10. Осипова И. В. Развитие читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С. Тургенева в 5-8 классах : дис. … канд. пед. наук. Москва, 2005. 20 с.

11. Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. Москва : Логос, 2004. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501401 (дата обращения: 10.03.2015).

12. Кленова Т. В., Ястребов Л. И. Результаты PISA-2006 для России: 15-летние школьники недостаточно грамотно читают, чтобы полноценно функционировать в обществе? URL: http://vio.uchim.info/Vio_57/cd_site/ articles/art_3_8.htm (дата обращения: 20.02.2015).

13. Клюева С. Г. Читательская компетентность как базовая основа ключевых компетенций. URL: http:// www.rba.ru/content/activities/section/30/publ/2011/5.pdf (дата обращения: 18.12.2014).

14. Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты : автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2007. 42 с.

15. Паламарь С. П. Теоретические основы развития читательской деятельности учеников основной школы в процессе изучения художественной литературы // Сборник докладов Международной интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ». Минск, 2012. С. 408-412. URL: http:// elib.bsu.by/bitstream/123456789/27925/1/Palamar_ito_2012.pdf (дата обращения: 25.02.2015).

16. Синенко В. П. Читательская культура как фактор социализации личности. URL: http://elib.osu.ru/ bitstream/123456789/146/1/2531-2535.pdf (дата обращения: 10.03.2015).

17. Софронова И. Н. Вертикальный контекст как категория художественного текста и средства его создания : автореф. дис. … канд. филол. наук. Минск, 1990. URL: http://cheloveknauka.com/vertikalnyy-kontekst-kak-kategoriya-hudozhestvennogo-teksta-i-sred stva-ego-sozdaniya#ixzz3UrSOn5C6 (дата обращения: 20.02.2015).

18. Тихомирова И. И. О развитии творческого чтения в России. К истории вопроса. URL: http://rusla.ru/ rsba/librarian/navigator/Tihomirova.pdf (дата обращения: 20.03.2015).

19. Белянин В. П. Индивидуально-психологические особенности восприятия художественного текста // Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/belanin_ psi/05.aspx#top (дата обращения: 11.02. 2015).

20. Колесникова О. И. Художественный модус языка и языковая компетенция ребенка. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2005. 275 с.

21. Русских Е. В., Колесникова О. И. Внутренние факторы воздействия книги: к вопросу о прагматике издания // Гуманитарные проблемы современного информационного общества. Киров, 2013. С. 108-111.

22. Русских Е. В. Региональная литературная премия и специфика книгоиздания для юношества // Книга и книжное дело в России: историко-типологический аспект. Киров, 2014. С. 109-122.

23. Русских Е. В. Семиотика юношеской книги: эстетическое воздействие // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 1. С. 133-138.


Review

For citations:


Kolesnikova O.I., Russkhikh E.V. Reading culture development among the youth as a humanitarian-pedagogical problem. Bibliosphere. 2016;(2):31-37. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2016-2-31-37

Views: 460


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)