Preview

Библиосфера

Расширенный поиск
№ 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

5-11 897
Аннотация

Феномен исторической памяти при его значимом месте в современном социогуманитарном знании совсем недавно привлек внимание отечественных книговедов. В этой связи для исследований книжной культуры необходимо привлечение ресурсов такого исследовательского направления, как memory studies. Цель статьи – показать, какое место в структуре исторической памяти занимают эго-документы (автобиографии, мемуары, дневники и иные виды документов личного происхождения) и каким образом их публикация влияет на ее сохранение. Показано, что, будучи специфическими социальными практиками, эго-документы предстают как институт создания, хранения и трансляции исторической памяти. Апробированный в статье инструментарий memory studies может быть использован при выработке методологических подходов для исследовательского проекта «Эго-документы по истории Великой Отечественной войны и других военных конфликтов ХХ века из архивохранилищ востока России: проблемы выявления, атрибуции и публикации», реализуемого ГПНТБ СО РАН.

12-20 438
Аннотация

В статье затрагивается проблема выявления и изучения личных книжных собраний ученых в фондах государственных библиотек на примере книг из коллекции советского историка Н. В. Устюгова, хранящихся в отделе редких книг и рукописей (ОРКиР) Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). Цель статьи – введение в научный оборот ценных экземпляров из коллекции, привлечение внимания научной общественности к этому значительному собранию. Рассматриваются наиболее примечательные экземпляры из этой коллекции, полученные в 2018 г.: книги XVIII – первой трети XIX в., относящиеся к категории книжных памятников, наиболее ранний из которых («Царственный летописец») выпущен в 1769 г. При изучении хранящихся в ОРКиР экземпляров из коллекции Н. В. Устюгова также выявлено более 250 книг с дарственными записями 150 дарителей, среди которых были выдающиеся ученые А. А. Зимин, В. Т. Пашуто, Н. И. Павленко, А. М. Сахаров. Записи отражают профессиональные и человеческие отношения владельца с коллегами, учениками, различные аспекты его деятельности. Подчеркивается ценность собрания Устюгова как цельной коллекции, отражающей любопытный срез отечественной исторической науки.

21-28 400
Аннотация

Статья посвящена проблеме ранней адаптации и развития системы медицинских и фармацевтических измерений в традиционной монгольской медицине на примере трактата «“Ханская сокровищница” – о способах лечения». Данное сочинение является малоизвестным переводом на старописьменный монгольский язык одного из древнейших тибетских медицинских трактатов «Гьялпо-Кордзо», принадлежащего медицинской традиции школы сакьяпа (XI в.). Целью настоящего исследования послужило раскрытие особенностей метрической системы традиционной медицины монгольских народов на примере указанного сочинения. В работе используются сравнительно-исторический метод и историко-лексикологический анализ. Была выявлена и систематизирована медицинская метрическая терминология, имеющаяся в монгольском тексте «Ханской сокровищницы», определено происхождение применяемых в нем единиц измерений. Научная новизна заключается в том, что были получены новые данные об адаптации монголами сложной системы знаний, накопленных в традиционных медицинских системах. Показано, что исследованный лексический слой отражает хозяйственно-бытовые условия кочевников, особенности культурных связей в Восточной и Центральной Азии. На примере измерительной терминологии показано, что монголы при адаптации и освоении буддийских знаний как напрямую заимствовали новые категории и понятия, так и пытались переосмыслить их в реалиях собственной культуры. Текстовые и аналитические материалы медицинского трактата «“Ханская сокровищница” – о способах лечения» размещены в диахроническом корпусе старописьменного монгольского языка и послужат основой для создания системы машинного перевода на основе технологий искусственного интеллекта (метод «глубокого обучения»).

29-36 365
Аннотация

На фоне изменения цивилизационной парадигмы анализ инновационного потенциала отрасли представляет собой одно из актуальных направлений изучения книжной культуры, лежащих в русле междисциплинарных исследований. Целью статьи является выявление специфики инновационного потенциала книжной индустрии региона в рамках реальных процессов, протекающими в региональной книжной культуре. В статье дается обзор теоретических подходов к понятию «инновационный потенциал субъекта», указанные подходы экстраполируются на область книжной индустрии и рассматриваются вызовы, стоящие перед системой книгоиздания и книгораспространения при переходе на новый виток развития. Особое внимание уделяется возможным вариантам развития региональной книжной культуры с точки зрения имеющегося или формируемого инновационного потенциала. В качестве примеров приводятся успешные проекты, реализуемые на стыке официальной и неофициальной культуры, с учетом социальных и коммуникационных трансформаций, генерации нишевого книгоиздания и фокусировки на малых сообществах.

37-45 473
Аннотация

Цель статьи – рассмотреть проявление и развитие функций, присущих научной монографии, действующей в поле научных коммуникаций. Функции научной монографии рассматриваются в статье через призму системы «документ», состоящей из нескольких элементов: перцептивный, номинативный, информационный, сигнативный, синтактивный, темпоральный, прагмативный и материальный. Для каждого элемента выявлены соответствующие ему функции. Внутреннюю функциональную направленность монографии определяют особенности научной информации и ее подачи читателю, поэтому одним из основных элементов системы «научная монография» является информационная составляющая. Под влиянием внешних факторов, воздействующих на элементы системы «монография», проявляются ее внешние функции: информационная, мемориальная, правовая, социальная, коммуникативная. Взаимовлияние элементов системы проявляется через внутренние функции: обобщающую (синтетическую, интегративную), кумулятивную, историческую, критическую, эпистемологическую, объяснительную и др. Внешние функции – информационная и коммуникативная – оказывают самое заметное воздействие на все элементы системы, являются ведущими, но в монографии эти функции проявляются особым значимым образом на интегративном этапе развития научных исследований.

МИР БИБЛИОТЕК

47-55 999
Аннотация

Сохранение и продвижение историко-культурного наследия народов России является актуальной проблемой в условиях социокультурных изменений, происходящих в мире, обусловленных трансформацией ценностных ориентаций общества, глобализацией информационной сферы, оцифровкой информации. Значительный вклад в решение этих вопросов вносят национальные библиотеки, в том числе национальные библиотеки республик Российской Федерации. В статье охарактеризована деятельность пяти национальных библиотек – республик Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия – по формированию тематических полнотекстовых электронных коллекций. Это исследование дает обоснование целесообразности создания единого (сводного) регионального информационно-навигационного портала электронных коллекций, способствующих сохранению и продвижению письменного историко-культурного наследия коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Представление и ретрансляция многообразных локальных коллекций через единое окно доступа будут содействовать наиболее полному сохранению исторической памяти, привлечению внимания специалистов к этим собраниям, удовлетворению информационных потребностей.

56-64 674
Аннотация

Мобильная трансформация рассматривается как перспективное направление развития научной инфосферы. Исследование проведено с целью определить перспективы использования мобильных технологий в цифровом пространстве научных знаний и выявить основные проблемы и риски их внедрения. За основу исследования взят опыт библиотек как наиболее активных участников формирования научной инфосферы и посредников научной коммуникации. Описана практика библиотек по освоению готовых мобильных платформ (социальных сетей, мессенджеров), созданию собственных информационных ресурсов и сервисов с мобильным интерфейсом. Выявлены возможности применения push-технологий, технологий дополненной реальности, QR-кодирования. Определены проблемы и риски внедрения мобильных технологий: финансовые ограничения, неэффективность IT-инфраструктуры, нарушение конфиденциальности и утечка персональных данных, нехватка квалифицированных кадров, апатия пользователей. На основе полученных данных раскрыты перспективы применения мобильных технологий в цифровом пространстве научных знаний в библиотеках. Предложены первостепенные шаги для решения описанных проблем.

65-71 350
Аннотация

В статье описаны результаты формирования справочника электронных ресурсов открытого доступа «Внешние электронные ресурсы» на платформе «Web-кабинет ученого» (http://i.uran.ru/webcab/) Центральной научной библиотеки Уральского отделения Российской академии наук. В справочник включены электронные библиотеки и коллекции, репозитории, журнальные платформы по тематике НИР Уральского отделения РАН, выделенные на основе исследований удаленных электронных ресурсов. При отборе ресурсов использовались данные универсальной системы регистрации репозиториев Directory of Open Access Repositories (OpenDOAR) и сайты научных организаций России и зарубежных стран. Справочник «Внешние электронные ресурсы» содержит 130 источников информации по гуманитарным, медицинским, биологическим, физико-техническим, химическим, экономическим наукам, математике, механике, информатике, сельскому хозяйству и наукам о Земле. Электронные ресурсы, включенные в справочник, предоставляют доступ к полнотекстовым документам, а также мультимедийным и аудиовизуальным материалам, библиографическим и исследовательским данным на английском, русском, французском, немецком, чешском, польском, латыни и других языках. Поисковый аппарат справочника позволяет проводить отбор по наименованию, ссылке, стране, тематике, виду и подстроке описания электронного ресурса. Обеспечена возможность статистического учета обращений к электронным ресурсам со страницы справочника на платформе «Web-кабинет ученого». Созданный информационный продукт имеет практическую значимость для процессов информационного обеспечения научной деятельности и обслуживания ученых Уральского отделения РАН. Анализ использования справочника будет полезен для развития методологии информационного поиска и технологий комплектования научной библиотеки удаленными электронными ресурсами.

72-80 891
Аннотация

Актуальность темы «медийная культура молодежи» обусловлена недостаточностью специальных исследований проблемы с точки зрения деятельности библиотек. В статье приведены результаты социологического исследования медийной культуры молодых людей, проведенного на базе Челябинской областной библиотеки для молодежи. Показано, что она характеризуется определенным рядом особенностей медиапотребления, где наиболее важной респондентами указано «получение информации о том, что происходит в мире». Поднимается проблема определения понятия «медийная культура молодежи» как частного варианта термина «информационная культура», проведено сравнение общих оснований между информационной и медийной культурой, а также разницы, привносимой появлением понятия «медийная культура», определены характеристики личности, связанные с развитой медийной культурой. Автор приводит данные ряда социологических и статистических исследований, отражающие особенности медийной культуры, свойственной молодежи. Рассмотрены функции медиа и их влияние на молодежь, специфика существования молодежи в медийной среде. Автором выделено своеобразие деятельности молодежи в условиях медийной среды, включая специфику поиска информации, организацию общения путем обращения к интерактивным его формам, значение для развития личностной медийной культуры феномена социальных сетей, его влияние на изменение традиций письменной речи. Отдельно рассмотрена проблема сетевых угроз для пользователей и роль формирования медийной культуры в целях минимизации подобных угроз. Отмечена роль интернета в формировании молодежной синтезированной субкультуры, которая включает в себя особый этикет, сленг и иерархию в процессе общения. Автором приведены данные о наиболее типичных свойствах медийной культуры молодежи, на основании как уже имеющихся, так и собственных исследований, сделана попытка систематизации этих свойств – наиболее характерными названы приоритет общения посредством социальных сетей, прослушивание и просматривание медиафайлов в интернете, обращение к онлайн-играм, ведение сетевого бизнеса. Представленная информация и результаты собственного исследования автора актуальны для разработки стратегии и тактики работы библиотек по формированию медийной культуры молодых пользователей.

81-89 776
Аннотация

Социально-экономические, политические, цифровые трансформации в обществе влекут за собой изменения в российском социокультурном пространстве. В современном культурном процессе важным компонентом становится досуг. Проблема изученности культурно-досуговой деятельности (КДД) остается открытой. Досуговая деятельность претерпевает изменения. В статье проводится эмпирический анализ КДД для осмысления современного этапа развития культурного процесса в России. В ретроспективе показаны примеры зависимости форм библиотечной практики от изменяющихся читательских потребностей. Отмечается повсеместное внедрение различных форм КДД в работу библиотек. Интеллектуально-досуговая деятельность (ИДД) – значимая часть КДД, необходимая для включения индивида в современное образовательное, профессиональное, культурное пространство. Новые цифровые, комбинированные формы работы, проектная деятельность становятся востребованным инструментом, повышающим эффективность КДД учреждений культуры. В статье приводятся примеры активного включения Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края (ГУНБ КК) в индустрию интеллектуального досуга. Сделан вывод, что развитие КДД как системного явления происходит под влиянием современных реалий и способствует эволюции функционала учреждений культуры.

90-95 548
Аннотация

Внедрение проектного подхода в качестве инструмента развития культурно-просветительской деятельности вузовских библиотек актуально для реализации «третьей миссии» университета – как культурного центра региона. Проблема заключается в том, что библиотеки высших учебных заведений приоритетное внимание уделяют содействию научно-исследовательской деятельности и образовательному процессу в вузе, а потенциал проектной культурно-просветительской деятельности используется не в полной мере. Цель статьи – обобщение опыта реализации культурно-просветительских проектов в университетской библиотеке.
Опыт Фундаментальной библиотеки Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина показывает, что проектный подход позволяет поэтапно сконцентрировать усилия на реализации социально-значимых культурных инициатив и, следуя идеологии «предпринимательского университета», получать дополнительную финансовую поддержку проектов за счет участия в грантовых конкурсах. Условиями успешной реализации культурно-просветительских проектов выступает привлечение профильных кафедр как внутренних партнеров и формирование креативных компетенций у персонала библиотеки.

БИБЛИОТЕЧНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

97-108 391
Аннотация

Появление новых форм библиотечно-информационного обслуживания, расширение спектра услуг и сервисов, одномоментное предоставление вторичной и первичной информации, сокращение временных рамок на выполнение запроса пользователя – эти и другие тенденции отразились на функционировании библиографических электронных ресурсов (БЭР). Цель статьи – выявление факторов, влияющих на развитие БЭР современного вуза культуры, повышение эффективности их предоставления. В основу анализа легли результаты исследования «Библиографические ресурсы современной библиотеки вуза культуры: состояние и перспективы развития». Всего было изучено 18 библиотек учреждений высшего образования. Анализ показал, что основными составляющими совершенствования процесса предоставления БЭР в условиях современного вуза можно назвать следующие: наличие стратегии развития библиотеки; мониторинг БЭР; организация и актуализация справочно-поискового аппарата; совершенствование удаленного доступа к БЭР; интеграция ресурсов; эффективное использование автоматизированных библиотечно-информационных систем; наполнение библиотечного сайта; сервис-ориентированное обслуживание и его персонализация; формирование информационной культуры пользователя и повышение профессионального уровня библиотечных специалистов. Особую значимость приобретает усиление обучающей и навигационной функций библиотек.

109-116 438
Аннотация

Концепция открытой науки, получающая все большее распространение, актуализирует проблемы доступа к образовательному контенту. Научные библиотеки, в свою очередь, оказываются перед рядом задач, связанных с работой с открытыми образовательными ресурсами. Целью исследования стало обобщение основных тенденций такой работы, проводимой библиотеками зарубежных учебных заведений; материалом послужили данные, представленные в научных публикациях 2012–2021 гг. Контент-анализ 70 статей позволил выделить следующие направления в работе зарубежных научных библиотек с открытыми образовательными ресурсами: обеспечение учебного процесса; исследование осведомленности о ресурсах и заинтересованности в них в студенческой и преподавательской среде; оценка открытых образовательных ресурсов пользователями; продвижение, а также препятствия в использовании и развитии открытых образовательных ресурсов. Результаты исследования представляют ценность для организации работы с открытыми образовательными ресурсами в библиотеках вузов.

ИНФОРМАЦИЯ

 
46 835
Аннотация

Приглашаем вас принять участие в Международной научно-практической конференции «Наука, технологии и информация в библиотеках (Libway-2023)», которая состоится 20–22 марта 2023 г. в Новосибирске.

 
96 236
Аннотация

Приглашаем вас принять участие в IV Международной научно-практической конференции «Homo legens в прошлом и настоящем», которая состоится 23–25 марта 2023 г. в Новосибирске и Нижнем Тагиле.

УКАЗАТЕЛЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-3186 (Print)
ISSN 2712-7931 (Online)