МИР БИБЛИОТЕК
Статья посвящена вопросам стандартизации библиографической терминологии. Рассмотрены все советские и российские стандарты, отражающие термины в области библиографии. Дана характеристика осуществлявшихся изменений структурного и содержательного характера. Уделено внимание дискуссионным вопросам терминологии. Представлены результаты исследования действующих отечественных стандартов СИБИД, включающих библиографические термины. Проведен анализ их содержания, изучены подходы к систематизации и определению терминов. На основе анализа нормативных документов прослежено развитие стандартизированных библиографических терминов. Установлено, что ряд терминов присутствуют в двух стандартах и имеют различные определения. При этом они не отменены, что приводит к противоречивым толкованиям в различных сферах деятельности. Указано на отсутствие библиографических терминов, учитывающих особенности современных информационно-коммуникационных технологий. Выяснено, что основные стандарты, отражающие библиографическую терминологию, в значительной степени устарели и не соответствуют понятийному аппарату современной библиотечно-информационной науки и практики. Становится очевидной необходимость разработки национального стандарта «Библиотечно-информационная деятельность. Термины и определения», в который предлагается включить только понятия общего характера, относящиеся к области библиографии. Одновременно ведется разработка специализированного национального стандарта «Библиографирование. Библиографические ресурсы. Термины и определения», который должен аккумулировать все термины, отражающие процессы создания библиографической информации (библиографирования, частным случаем которого является каталогизация) и многообразные формы и виды ее бытования (библиографическая запись, библиографическая ссылка, библиографический ресурс). Ключевым является термин «библиографический ресурс», который ранее в терминологических стандартах СИБИД не был представлен. Представлена структура разрабатываемого стандарта.
Информационная грамотность как совокупность приемов и способов работы с многообразными видами информации является необходимым условием существования человека в современном мире, так как способствует расширению личных, профессиональных и образовательных навыков. Концепция информационной грамотности, впервые изложенная в США в 1970-х гг. как ответная реакция на развитие информационного общества, не утрачивает актуальности, что обусловлено интенсивным развитием информационных технологий, увеличением объемов информации и появлением новых образовательных парадигм. Начиная с 1990-х гг. библиотеки стали активно развивать программы и внедрять методики повышения информационной грамотности, системно обучать пользователей рациональным приемам поиска, аналитико-синтетической переработки, извлечения, оценки и преобразования информации, а также основам информационной безопасности. Целью статьи является выявление современных библиотечных практик по обучению информационной грамотности пользователей с учетом увеличения информационных потоков и появления больших объемов дезинформации, расширения типов и видов информации, возможностей технологий обучения, в том числе онлайн, направлений деятельности библиотек по работе с информацией. Сбор информации осуществлялся с помощью БД Scopus (критерий отбора – журнальные публикации с 2015 по 2019 г. по теме «информационная грамотность»). Анализ публикаций показал, что библиотеки выбирают различные способы и методы повышения информационной грамотности для своих пользователей: встраивание программ в учебный процесс – в вузовских библиотеках; игровые, интерактивные формы – в публичных библиотеках; индивидуальные методы работы библиотекарей-предметников с читателями; онлайн-инструкции, позволяющие формировать навыки эффективного поиска и обработки информации, в каком бы виде она ни была представлена.
Цифровая трансформация и порождаемые ею изменения в сфере научно-исследовательской деятельности определяют высокую значимость информационной и цифровой грамотности для исследователей. Большим потенциалом в направлении развития информационных и цифровых компетенций обладают академические библиотеки. Это подтверждается публикациями отечественных и зарубежных специалистов библиотечной сферы. В качестве одного из перспективных направлений в области повышения информационной и цифровой грамотности исследователей называется реализация образовательной функции академической библиотеки в дистанционном формате. В Центральной научной библиотеке УрО РАН с 2010 г. проводится образовательный курс «Информационная школа ученого». Основанные на цифровизации изменения в научной сфере и актуализация дистанционной формы обучения определили необходимость глубокой переработки курса. Цель статьи – определить пути модернизации образовательного курса ЦНБ УрО РАН. В статье представлены направление содержательной трансформации курса и вариант его перевода в дистанционную форму. Содержательные изменения предполагают дополнение курса рядом тем, выбор которых основан на анализе компонентов информационной и цифровой грамотности, необходимых современному ученому. В качестве нового формата обучения выбран формат онлайн-курса, создание которого предполагается на основе системы управления курсами Moodle. Сделан вывод: обновленные тематическое наполнение и формат представления курса «Информационная школа ученого» позволят повысить уровень информационной и цифровой грамотности исследователей за счет синхронизации курса с задачами, стоящими перед современными учеными, организации обучения без отрыва от основной деятельности, наличия на одной платформе исчерпывающего комплекса обучающих материалов, расширения географии слушателей.
В статье рассматривается отношение специалистов к компетентностному подходу в практике высшего образования, обозначены этапы становления понятия «компетенция». Авторы разделяют точку зрения специалистов, в трактовке которых подчеркивается именно практическая направленность компетенций, а сам компетентностный подход базируется на практической направленности образования. На основе анализа публикаций авторы приходят к выводу, что подготовка библиотекарей в Республике Камерун должна обеспечивать формирование следующих трех групп компетенций: 1) академических компетенций, включающих базовые знания и умения; 2) социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, связанные с отношением человека к себе как личности (личностная компетенция) и относящиеся к личности как субъекту межличностного общения (коммуникативная компетенция); 3) профессиональных компетенций. Авторы показывают основные технологические компетенции, необходимые сотрудникам камерунских библиотек, и полагают, что они должны быть введены в специальные учебные дисциплины и в учебные планы кафедры документной информации. Авторы приходят к выводу, что академические, социально-личностные и профессиональные компетенции должны быть положены в основу не только образовательного стандарта ступени высшего библиотечного образования (бакалавриата и магистратуры), который необходимо разработать в Камеруне, но и всей системы подготовки библиотечных кадров высшей квалификации в стране.
На протяжении последнего десятилетия для научного сообщества остается острым вопрос неконтролируемого роста объема несистематизированной информации в интернете. Сохраняется проблема поиска релевантной информации, связанная с распределенностью и автономностью научных информационных ресурсов. Приоритетным направлением в области обеспечения централизованного доступа к ключевым хранилищам научно значимых источников информации является создание единого информационного пространства (ЕИП). Цель исследования – выявить основные модели формирования систем интеграции распределенных информационных ресурсов и по результатам их анализа определить структуру формирования ЕИП научной библиотеки. В ходе исследования рассмотрены и проанализированы две модели: метаагрегатор и интегрированная электронная библиотека. В ходе анализа для каждой модели выявлены элементы, структура и набор функций, предоставляемый пользователям и сотрудникам научной библиотеки. Исследование позволило сделать следующие выводы:
• Выбор модели формирования ЕИП в большей степени зависит от постановки задач, решение которых является целью создания системы, а также от технологического потенциала задействованных организаций.
• Многофункциональность системы допускает одновременное использование представленных моделей формирования.
• Добавление элемента интерактивности в структуру ЕИП научной библиотеки позволит своевременно отслеживать изменения информационных потребностей ученых, уменьшать временные, трудовые и финансовые затраты как библиотеки, так и пользователя. Результаты анализа сопоставлены с требованиями, предъявляемыми к ЕИП научной библиотеки. В работе приведены критерии выбора модели. Описана впервые разработанная оптимальная эффективная структура ЕИП научной библиотеки.
За последнее десятилетие исследования в различных дисциплинах, от биологии до экономики, показали, что многие научные результаты не удается воспроизвести. Это привело к заявлениям в научной прессе и СМИ о том, что наука переживает «кризис воспроизводимости» и что в результате этого кризиса студенты, преподаватели и общественность в целом задумались о степени доверия к исследованиям. Преподаватели университетов строят на этих результатах свои исследования, а студенты и общественность используют эти результаты для очень многих целей: от ухода за пациентами до государственной политики. Для построения модели поддержки университетскими библиотеками воспроизводимых исследований авторы провели обзор основных рекомендаций от финансирующих научные исследования организаций, издателей и профессиональных сообществ и сопоставили рекомендации с библиотечными услугами университетов и опытом библиотекарей. Обзор показывает, что многие рекомендации по повышению воспроизводимости результатов могут стать в университетах основными областями библиотечного дела, включая управление данными, научные коммуникации и методологическую поддержку систематических обзоров и исследований, основанных на обработке больших объемов данных (data-intensive research). Расширение представлений о перспективах библиотечного дела, журналов, финансирования и общественного восприятия вопросов воспроизводимости результатов исследований, а также переосмысление предоставляемых библиотеками знаний и услуг позволит университетским библиотекам стать лидерами в поддержке воспроизводимых исследований.
Научные библиотеки сегодня уделяют особое внимание информационной поддержке и сопровождению исследований. Публикационная активность является одним из важнейших показателей эффективности научной организации и отражает уровень развития науки всего государства и отдельных регионов. В статье представлена статистика публикаций российских авторов по данным Web of Science и Scopus. Проанализирован вклад уральских ученых в общероссийский объем публикаций по ключевым индикаторам. Анализ показал единый вектор развития и заметный вклад уральских ученых в области физики и астрономии, инженерии, материаловедения, химии и математики в российскую науку. Для достижения более высоких результатов предлагается создать службу поддержки публикационной активности. Представлен обзор существующих российских и зарубежных сервисов, согласно которому сформированы и описаны перечень актуальных видов услуг, форма запроса и содержание будущей службы.
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
Статья обобщает исторический опыт поддержки сибирско-дальневосточного регионального книгоиздания со стороны областных, краевых и национально-республиканских органов власти и управления в конце ХХ – начале XXI в. От неумелых попыток копировать меры поддержки, практиковавшиеся на уровне федерального центра, от единичной поддержки отдельных изданий региональные администрации за 25 лет пришли в ряде случаев к продуманной системе помощи авторам и издателям, производящим социально востребованные книги, преимущественно краеведческого и регионоведческого содержания. Рассматривается историческая эволюция данного процесса созревания управленческих решений в области финансирования местных издательских предложений, направленных на усиление культурного, научного и творческого потенциала регионов на востоке России. Даются классификация, характеристика и оценка каждой из форм поддержки книгоиздания, применявшихся в региональной практике. Автор приходит к выводу, что лучшими примерами действенной помощи издательским начинаниям является деятельность в этой сфере администраций Омской области (модель поддержки, при которой распределение средств осуществляется на основе издательской программы регионального министерства культуры) и Красноярского края (средства выделяются в форме краевых социальных грантов победителям ежегодного конкурса «Книжное Красноярье», что закреплено в краевом законодательстве как защищенная статья расходов). Констатируется, что далеко не все администрации регионов Сибири и Дальнего Востока озабочены развитием местного книгоиздания, во многих регионах формы и уровень поддержки издательской среды не соответствуют запросам общественности, сохраняются в неизменном виде с конца ХХ в.
По мере роста понимания важности чтения для развития личности и общества в целом проблемы цифрового чтения становятся все более актуальными. Рассматриваемый в статье вопрос связан с недавно возникшей концепцией «цифрового чтения». Цель статьи – дать понимание цифрового чтения и его основных модификаций: статического (чтение с экрана электронного гаджета), чтения гипертекста, чтения в полимедийной культуре, а также понимание того, что отличает цифровое чтение (идеологически, физиологически, технологически) от его традиционных форм. Рассматривается генеалогия чтения, поскольку оно сформировалось в контексте эволюции письменности и появления новых средств массовой информации и информационно-центрированной письменной культуры. Автор уточняет свое определение понятия «цифровое чтение» и приходит к выводу, что оно наиболее активно используется в образовании, которое стремительно дигитализируется. Автор также подчеркивает особую функцию современных библиотек (публичных, детских, библиотек школ и вузов), которые должны играть роль «компетентного взрослого» в оказании помощи пользователю в развитии компетенций цифрового чтения.
ОБЗОРЫ
Появление исследований, основанных на больших данных, побуждает научные и университетские библиотеки предоставлять услуги ученым, которые работают с исследовательскими данными. Несмотря на то что это является императивом для библиотек во всем мире, уровень их готовности к участию в соответствующей деятельности отличается от страны к стране. В то время как некоторые из услуг, связанных с этим направлением, являются довольно новыми, другие в значительной степени опираются на традиционные, хорошо известные навыки библиотекарей. В работе на основе обзора новейшей литературы представлены как теоретические, так и практические вопросы, которые помогут в постановке задач и составлении перечня необходимых навыков и умений. Показано, что наиболее очевидными направлениями развития сервиса в университетских библиотеках для поддержки информационно-интенсивной науки являются управление исследовательскими данными, курирование данных, обучение пользователей и библиотекарей информационной грамотности.
ОБМЕН ОПЫТОМ
Рассмотрены основные этапы 50-летней подготовки каталогизаторов в КемГИК. Цель работы – обобщить опыт обучения машиночитаемой каталогизации в рамках направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Представлена современная характеристика учебного процесса в аспектах каталогизационной подготовки, опирающаяся на принципы технологического подхода. Рассмотрена основная проблематика каталогизационных задач в научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей вуза. На основе анализа документных источников (научных, учебно-методических), анализа опыта преподавания в КемГИК получены следующие результаты исследования: на основе теории технологического подхода к библиотечной деятельности (автор – доктор педагогических наук И. С. Пилко) на кафедре технологии документальных коммуникаций каталогизация документов стала рассматриваться как совокупность технологических процессов; этот подход использован в модели аналитико-синтетической переработки информации, способствует развитию универсальных и профессиональных компетенций по каталогизации, приобретаемых студентами в дисциплинах, реализуемых кафедрой, и используется в научно-исследовательской деятельности студентов в рамках курсовых, бакалаврских работ и магистерских диссертаций. Взаимосвязь кафедры технологии документальных коммуникаций с ведущими библиотечными центрами РФ и библиотеками Кузбасса в области каталогизации свидетельствует об адаптивности кемеровской библиотечной школы к современным требованиям каталогизационной подготовки специалистов.
РЕЦЕНЗИИ
Сокольская Л. В. Библиотека нового типа: компоненты конструкции : монография / Челяб. гос. ин-т культуры. Челябинск : ЧГИК, 2019. 179 с.
ИНФОРМАЦИЯ
ПЕРСОНАЛИИ
лаевич Ванеев – замечательный ученый, крупный
специалист интенсивно развивающейся сферы
науки, посвященной изучению библиотековедче-
ской мысли в СССР и в России в XI–XX вв.
УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ И МАТЕРИАЛОВ
ISSN 2712-7931 (Online)